Эмоциональный интеллект — что это?

[ad_1]

Почти все мы сталкивались с термином эмоциональный интеллект (EQ). эмоциональный факторэквалайзер; Эмоциональный интеллект, ЭИ). Обычно говорят, что эмоциональный интеллект — это набор способностей, обусловливающих использование эмоций при решении задач, особенно в социальных ситуациях.

Что такое эмоциональный интеллект?

В последнее время интерес к эмоциональному интеллекту набирает популярность, но действительно ли мы знаем, что такое эмоциональный интеллект, и правильно ли используем термин эмоциональный интеллект? Можем ли мы отличить его от родственных понятий, таких как навыки межличностного общения или эмоциональные знания?

Эмоциональный интеллект и социальный интеллект

Хотя теоретическая основа эмоционального интеллекта восходит к концу 1980-х гг., она уже Эдвард Торндайк (известен своими исследованиями закона эффекта с участием кошек) в 1920 году упомянул о социальный интеллект и определял ее как: способность понимать других людей и мудро поступать в отношениях с ними.

По словам Торндайка социальный интеллект это способность распознавать чувства и настроения других, эмоциональная чувствительность, эмпатия, эмоциональное выражение и контроль.

Эмоциональный интеллект и личный интеллект

Еще одним ориентиром в развитии эмоционального интеллекта стала работа Говарда Гарднера. В 80-х Говард Гарднер— психолог из Гарвардской педагогической школы — стал упоминать в своих работах о личный интеллекткоторые, по его мнению, составляли способности человека, определяющие точность самопознания и понимания других людей. Более того, Говард Гарднер ввел различие — межличностный и внутриличностный интеллект.

внутриличностный интеллект это возможность доступа индивида к собственной эмоциональной жизни, собственным эмоциям, их дифференциация, называние, улавливание в виде символических кодов и управление ими. Тогда как Межличностный интеллект это способность замечать и различать настроения, мотивы и намерения других людей.

Эмоциональный интеллект — определение

Джеку Майеру и Питеру Саловею приписывают создание концепции эмоционального интеллекта.

В 1990 году Джек Майер и Питер Саловей предложили определение эмоционального интеллекта, которое определяет его как способность человека отслеживать свои собственные и чужие чувства и эмоции, дифференцировать их и использовать полученную таким образом информацию для направления своего мышления и действия.

Примеры эмоционального интеллекта

Джек Майер и Питер Саловей выделили 4 группы компонентов эмоционального интеллекта, состоящих из 4 видов способностей каждая, и общий фактор эмоционального интеллекта. Эти примеры эмоционального интеллекта на основе компонентов.

Первый компонент (примеры) Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и выражать эмоции. К ним относятся такие факторы, как:

  1. Способность распознавать эмоции в собственных физиологических состояниях, ощущениях и мыслях.
  2. Способность распознавать эмоции в других людях (по внешности, тону голоса, поведению) и в произведениях искусства.
  3. Способность искренне выражать эмоции и связанные с ними потребности.
  4. Способность различать адекватные и неуместные, искренние и неискренние выражения привязанности.

Второй компонент (пример) эмоциональный интеллект – это способность эмоционально поддерживать мышление, состоящее из:

  1. Способность эмоционально направлять внимание, направлять его на важную информацию.
  2. Способность вызывать в себе определенные эмоции, чтобы лучше понять прошлую, настоящую или будущую ситуацию.
  3. Способность принимать различные точки зрения в соответствии с меняющимся настроением.
  4. Умение использовать разные подходы к решению задач, соответствующие разным эмоциональным состояниям.

Третий компонент (пример) эмоциональный интеллект — это способность понимать и анализировать эмоции и использовать эмоциональные знания. Это состоит из:

  1. Способность называть эмоции и понимать взаимосвязь между словами и эмоциональным содержанием, которое они обозначают.
  2. Способность интерпретировать значение эмоций, их связь с конкретными межличностными отношениями (например, связь между печалью и потерей).
  3. Способность понимать сложные чувства или состояния, представляющие собой комбинацию более простых эмоций (страх и удивление).
  4. Способность понимать и предвидеть изменения в течении эмоций (переход от гнева к стыду).

Четвертый компонент (пример) эмоциональный интеллект это: способность контролировать эмоции и регулировать эмоции, которая состоит из:

  1. Способность открываться эмоциям — как приятным, так и неприятным.
  2. Способность сознательно взаимодействовать с эмоциями или отделяться от них.
  3. Способность отслеживать эмоции и оценивать их (с точки зрения выраженности, типичности, адекватности).
  4. Способность управлять своими или чужими эмоциями – смягчая отрицательные эмоции и усиливая положительные.

Описанная выше теория эмоционального интеллекта, предложенная Майером и Соловеем, является теоретической основой Опросник эмоционального интеллекта INTEкоторый является одним из самых популярных психологических тестов, используемых для измерения эмоционального интеллекта.

Как развить эмоциональный интеллект?

В основе эмоционального интеллекта лежат эмоциональные знания, которые формируются с самых ранних лет жизни на основе эмоциональных переживаний.

Знания об эмоциях, которые составляют эмоциональный интеллект, касаются понимания отношений между событиями и состояниями и эмоциональным выражением, а также словесных ярлыков, используемых для определения эмоций. Со временем возникают знания о причинах эмоций, их последствиях и способах регулирования.

это знание он может быть непосредственно использован в мышлении и действии и является основой для развития других эмоциональных компетенций, в том числе регулировать и контролировать свои эмоции и их адекватное выражение, распознавание эмоциональных состояний других людей.

Факторы, влияющие на уровень эмоционального интеллекта

Способности, являющиеся компонентами эмоционального интеллекта, постепенно формируются и совершенствуются с самых ранних лет жизни по мере прогресса интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Многочисленные исследования показывают, что Эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом – результаты тестов Эмоционального Интеллекта сравнивались с результатом в пользу взрослого.

Учитывая развитие эмоционального интеллекта в зависимости от пола, можно считать, что женщины набирают больше при измерении эмоционального интеллекта. Они проявляют большую чувствительность к невербальным сообщениям, в том числе касающимся эмоций.

У женщин встречается реже алекситимия (отсутствие способности модулировать эмоциональные процессы когнитивными процессами). Трудности в доступе к собственным эмоциям, неумение распознавать, называть и выражать их, что приводит к отсутствию эмпатии и неспособности установить эмоциональный контакт с окружающими.

Факторы, развивающие эмоциональный интеллект

Они не лишены значения экологические и образовательные факторы – основные семейные факторы, благодаря которым она осуществляется развитие эмоционального интеллекта к:

  1. Наблюдение и моделирование моделей поведения, возникающих в семье,
  2. прямое обучение через команды, что можно и чего нельзя делать в отношении эмоционального поведения и обращения с эмоциями,
  3. подкрепление или наказание эмоционального поведения.
  4. экспрессивность родителей, степень принятия и частота разговоров об эмоциях с ребенком,
  5. эмоциональный климат, любящее отношение родителей, понимание и поддержка, поддержка в решении проблем самостоятельно.

Все это означает, что ребенок развивает знания и эмоциональный интеллект с раннего возраста. Что, хотя тормозит развитие эмоционального интеллекта? Прежде всего, преуменьшая проблемы ребенка, помогая ему решить их, оставляя его наедине с проблемой, обвиняя, сверхопекая, строгая.

Важность эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект способствует ощущению связи с рабочим местом, помогает справляться с профессиональным стрессом и защищает от профессионального выгорания. Это влияет на тесные межличностные отношения, эффективность помощи другим, удовлетворенность жизнью и стрессоустойчивость.

Именно поэтому уровень эмоционального интеллекта так часто измеряют в ходе психологических тестов, используемых при наборе сотрудников.

Кроме того, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта реже курят и злоупотребляют алкоголем или наркотиками, имеют более крепкое здоровье и лучше справляются с болезнями.

Исследования ясно показывают, что эмоциональный интеллект отрицательно связаны с депрессией, чувством беспомощности и безнадежности, тревогой и суицидальными мыслями, девиантным социальным поведением.