Koncepcje i rodzaje stresu. Zestresowana kobieta w pokoju z ksiazkami. Definicje i istota stresu. 700x371 1

[ad_1]

Каковы основные виды стресса? См. виды стресса в соответствии с психологическими концепциями стресса. Узнайте о влиянии эустресса и дистресса на организм и о трех фазах стресса по Гансу Селье.

Понятие стрессовых функций в научной литературе с 1950-х годов. Стресс — это процесс, посредством которого факторы окружающей среды угрожают или нарушают баланс тела и которым организм реагирует на угрозу.

Факторы внешней среды в научной номенклатуре называются стрессорами. Стрессовые факторы активируют защитные механизмы организма. и влияют на психологическое и физиологическое функционирование человека (Григорчук, 2008).

Стресс оказывает значительное влияние на здоровье человекаименно поэтому он стал объектом интереса ученых 20-го и 21-го веков.

Смотрите самые популярные понятия и виды стресса в психологии.

Виды стресса

Стресс делится на два основных типа. стресс положительный, тз. Эустресс и стресс отрицательный так называемый горе. Впервые виды стресса определил физиолог Ганс Селье. Он разработал определение стресса и теорию ГАС, которая описана в этой статье как одна из психологических концепций стресса.

эустресс и дистресс виды стресса.png
Рисунок 1. Схема эустресса и дистресса и их влияние на организм человека

Стресс также можно классифицировать по его природе. В этом случае мы различаем три вида стресса:

    1. острый стресс

 

    1. хронический стресс

 

    1. травматический стресс

 

Острый стресс – это реакция на возникающий стресс внезапная угроза для тела. Это может быть физический, психологический или экономический стимул. Угроза может быть реальной или воображаемой.

Второй вид стресса – эффект. долгосрочные стрессоры. При хроническом стрессе наблюдается постоянное психофизическое напряжение, снижение способности к регенерации и общее истощение.

Травматический стресс, с другой стороны, является реакцией организма на ситуации, угрожающие жизни или здоровью. Чаще всего это сильная реакция на физиологическом уровне, сопровождающаяся шоком и сильным возбуждением.

Понятия стресса

См. примеры теорий стресса в психологии. Определение стресса по Гансу Селье, психологические концепции, объясняющие механизмы стресса. Причины и последствия стресса и список самых стрессовых событий в жизни.

Фазы определения и стресса — Ганс Селье

Определение стресса было введено физиологом Гансом Селье как «неспецифическая реакция организма на сложную ситуацию».

Селье определил феномен стресса с помощью созданной им модели. ГАЗ (Общий адаптационный синдром), в котором он представил три фазы стресса:

    1. фаза тревогикоторый был разделен на две фазы; шоковая фаза я противошоковая фаза предполагающие непосредственное воздействие факторов окружающей среды и защитные реакции организма на сопротивление или избегание угрозы,

 

    1. фаза адаптациигде происходит относительная адаптация организма, и симптомы, появившиеся в первой фазе, исчезают,

 

    1. фаза истощения возникающие в результате неспособности организма адаптироваться к хроническому стрессу и срыва устойчивости к стрессору (Garbacik, 2023).

 

Три фазы синдрома адаптации к общему стрессу Ганс Селье.jpg
Рисунок 2. Три фазы синдрома адаптации к общему стрессу — Ганс Селье.

Модель, представленная Гансом Селье, определяет действие так называемого «бедствия». Однако в фазе адаптации, как и в фазе истощения, есть индивидуальные реакции организма.

У одних людей может наблюдаться полная мобилизация организма к действию, у других – общее истощение.

Ключевым фактором является как человек воспринимает ситуациюпотому что это оказывает значительное влияние на реакцию организма на стресс.

Соответственно, Селье ввел термин «эустресс», который отвечает за положительные эффекты стресса. Эустресс определяется как состояние удовлетворенности и радости.

Так называемый «хороший стресс» мобилизует человека на усилия и жизненные достижения. Это желательно для нашего тела, потому что оптимальный уровень стресса способствует обучению (Dugiel, Tustanowska, Kęcka, Jasińska, 2012).

Понятие стресса «дерись или беги». Уолтер Кэннон

Другой пример — модель Уолтера Кэннона «бей или беги» (1967). В концепции Кэннона стресс является результатом активации двух систем находится в надпочечниках. Одна из систем увеличивает секрецию кортизола, что вызывает большее сжигание белка и жира.

Последняя система, с другой стороны, активируется стимуляцией симпатической нервной системы и активирует мозговое вещество надпочечников, которое затем активирует вырабатывает адреналин и норадреналин.

Реакция организма на стимуляцию этих двух систем усиление кровотока в организме и повышение физической и умственной активностикоторые позволяют устройству быстрее реагировать на опасность.

Это адаптивный механизм, который происходит инстинктивно. Он не задействует сознание и ограничивает использование когнитивных способностей. Реакция организма незамедлительна и происходит за доли секунды. Длительное выделение этих гормонов может привести к истощению или даже смерти (Reymert, 1928).

Польская концепция стресса. Ян Стрелау

В концепции Яна Стрелау стрессовая реакция возникает в момент возникновение дисбаланса между возможностями и требованиями, предъявляемыми к личности. Она возникает при условии наличия у индивида мотивации к сопротивлению стрессовой ситуации.

Способы человека справляться со стрессом обусловлены такими факторами, как интеллект, личностные качества, темперамент, а также состояние здоровья и опыт, связанный со стрессовой ситуацией. (Heszen-Niejodek, Ratajczak 2000).

Опросник концепции и стресса — Холмс и Рэй

В концепции Холмса и Раэ (1967), охватывающей шкалу 43 наиболее стрессовых жизненных событий, на подиуме стоят смерть супруга, развод и расставание.

Стресс может быть вызван многими факторами, которые могут быть разными для каждого человека. Как и в случае с предыдущими понятиями, это зависит от восприятия человеком ситуации.

    1. Смерть любимого человека — 100

 

    1. расторжение брака — 73

 

    1. Разлука с партнером — 65

 

    1. Пребывание в тюрьме — 63

 

    1. Смерть близкого члена семьи 63

 

    1. Травма или инфекция — 53

 

    1. Свадьба — 50

 

    1. Увольнение — 47

 

    1. Примирение с супругом — 45

 

    1. Отставка — 45

 

    1. Проблемы со здоровьем члена семьи – 44

 

    1. забеременеть — 40

 

    1. сексуальные проблемы — 39

 

    1. Появление нового члена семьи (рождение, усыновление и т.п.) – 39

 

    1. Начало новой работы — 39

 

    1. Существенное изменение имущественного положения (в лучшую или худшую сторону) – 38

 

    1. Смерть любимого человека — 37

 

    1. Смена работы или должности — 36

 

    1. Существенное изменение в отношениях с партнером (ссоры, вредные привычки и т.п.) – 35

 

    1. Ипотека — 31

 

    1. Призыв о возврате заемных средств — 30

 

    1. Изменение обязанностей на работе (повышение в должности, понижение в должности и т.п.) – 29

 

    1. Дети уходят из дома – 29

 

    1. Семейные проблемы — 29

 

    1. переутомление — 28

 

    1. Начало или окончание работы партнером – 26

 

    1. Начало или окончание обучения – 26

 

    1. Изменение условий проживания (переезд, ремонт, новые соседи и т.д.) – 25

 

    1. Изменение личных привычек (отказ от курения, новые друзья) – 24

 

    1. Проблемы с боссом — 23

 

    1. Изменения в условиях или часах работы — 20

 

    1. Смена места жительства — 20

 

    1. Смена школы — 20

 

    1. Разная частота и способ проведения свободного времени – 19

 

    1. Переменная интенсивность религиозных практик – 19

 

    1. Переменная частота социальных контактов (клубы, встречи и т.д.) – 18

 

    1. Взять кредит (автомобиль, холодильник, ноутбук и т.д.) – 17

 

    1. Изменение частоты и продолжительности сна — 16

 

    1. Существенное изменение количества членов семьи на собраниях – 15

 

    1. Изменение пищевых привычек – 15

 

    1. Уходя в отпуск — 13

 

    1. Каникулы — 12

 

    1. Нарушения закона (превышение скоростного режима, нарушение ночного спокойствия и т.п.) – 11

 

Расчет шкалы стресса — Анкета Шкала оценки социальной адаптации (СРРС)

Получение баллов в год определить уровень пережитого стресса. Холмс и Рэй выделили три зоны стресса, которые могут привести к возникновению болезни в будущем. Значение полученных баллов представляет собой статистическую связь между стрессорами и возможностью развития серьезного заболевания.

    1. 150-199 единиц стресса = 37% вероятность заболеть в ближайшие 2 года

 

    1. 200-299 единиц стресса = 51% вероятность заболевания в ближайшие 2 года

 

    1. более 300 единиц стресса = 79% вероятность заболеть в ближайшие 2 года

 

Исследование стресса— Йельский университет

Сегодня общество более подвержено стрессу, чем несколько десятилетий назад. Однако масштабы этого явления настолько велики, что знания о стрессе более глубоко укореняются в сознании людей.

Согласно исследованию, проведенному среди сотрудников Йельского университета в рамках организации Northwestern National Life стресс на работе – обычное явление.

Опросное исследование показало, что 40% людей считают свою работу чрезвычайно напряженной 29% респондентов сообщили о стрессе, связанном с работой. Тем не менее положительный стресс благотворно влияет на развитие личности, и знания о стимуляции и профилактике стресса все еще находятся в стадии разработки.

В исследованиях стресса доказано, что он является причиной многих заболеваний, в том числе кожные заболевания, болезни сердца, проблемы с желудком и опорно-двигательный аппарат.

Кроме того, стресс ослабляет иммунную систему, увеличение шансов заразиться различными видами инфекций и даже раки.

Последствия стресса также проявляются в различных типах поведения, таких как курение, употребление алкоголя, нарушения сна и проблемы в профессиональной деятельности (Лучак, Жолнерчик-Зреда, 2002).


Список используемой литературы:

Кэннон, ВБ (1967). Мудрость тела. . . . . Нью-Йорк: Нортон.
Дугель, Г., Тустановска, Б., Кенцка, К., Ясиньска, М. (2012, январь). Обзор теории стресса. Журнал Научной академии Островии, 85(3), 47–70.
Гарбачик, З. (2023). Стресс учителя. Школа — Профессия — Работа, 16109–126.
Григорчук, А. (2008). Понятие стресса в медицине и психологии. Психиатрия, 5(3), 111–115.
Хесен-Ниеодек, И., Ратайчак, З. (2000). Человек в стрессовой ситуации: теоретико-методологические проблемы. Катовице: Издательство Силезского университета.
Холмс, Т. Х., Раэ, Р. Х. (1967, август). Шкала оценки социальной адаптации. Журнал психосоматических исследований, 11(2), 213–218.
Лучак, А., Жолнерчик-Зреда, Д. (2002). Работа и стресс. Охрана труда: наука и практика, 102–5.
Реймерт, М.Л. (1928). Чувства и эмоции Виттенбергский симпозиум. Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.